Наконец-то! Отзывы работкников «Сила Сибири» 04 октября 2017 года

В начале июля Газпром и его нефтегазовый партнер из Китая CNPC договорились о начале поставок газа по газопроводу «Сила Сибири». Это должно произойти 20 декабря 2019 года.

Новая задача — сжать сроки сдачи проекта — мобилизовала на строительство газовой магистрали все силы подрядчиков. Большая нагрузка лежит на группе компаний «Стройгазмонтаж». «Краснодаргазстрой», «Ленгазспецстрой» и «Газрегион», которые входят в ее состав, должны проложить 1126 километров газопровода от Нерюнгри до Благовещенска. На строительстве этого отрезка задействовано более 4500 человек и около 2000 единиц техники. Судя по всему, «Стройгазмонтаж» не скупится вкладывать в нее деньги, ведь от нее во многом зависит темп работ. Инвестиции в строительную технику, автомобили и технологическое оборудование составляют 1,4 млрд. руб.

С севера на юг, через каменные пустоши, стремительные реки, таежные сопки и болотистые равнины, газопровод приближается к Благовещенску — конечной точке российской части проекта. К сегодняшнему дню проложено больше половины его линейной части.

В Благовещенске китайские партнеры уже готовят площадку для монтажа трубы: здесь газопровод нырнет в сооружаемый ими тоннель под Амуром и вынырнет на том берегу. У них там, за речкой, много возможностей для ударной работы. А как обстоят дела у нас, я решил узнать на одном из участков «Силы Сибири», который примерно в 250 километрах от Благовещенска, в Шимановском районе, строит «ССК «Газрегион».

До Шимановска, рядом с которым расположен строительный городок, ведет вполне сносная и оживленная для глубинки дорога. Справа сквозь деревья периодически показывается река Зея.

Слева, в нескольких километрах от дороги и параллельно ей, пролегает маршрут газопровода.

Примерно на полпути, у поселка Свободный, дорога из двухполосной превращается в многорядную трассу со свежим асфальтом.

— Сколько мы здесь лобовых стекол потеряли, — вспоминает ее недавнее гравийное прошлое водитель Юрий.

Дорогу расширяют, а на ключевых точках строят развязки с эстакадами, что вполне объяснимо: справа — космодром Восточный, слева — будущий гигант газопереработки.

3 августа в присутствии президента страны Владимира Путина и главы Газпрома Алексея Миллера состоялась торжественная церемония закладки первого фундамента Амурского газоперерабатывающего завода.

Две его технологические линии мощностью 14 миллиардов кубометров газа будут запущены в мае 2021 года.

А после ввода всех шести линий завод будет перерабатывать 42 миллиарда кубометров газа из «Силы Сибири».

Через малоэтажный Шимановск, получивший когда-то статус города благодаря Транссибирской магистрали, поезда проходят с периодичностью метро — грузооборот в восточном направлении растет с каждым годом.

Кстати, о метро: шимановским гранитом в Москве отделана станция третьего пересадочного контура «Шелепиха».

В относительно недавнем прошлом жизнь здесь шла ни шатко ни валко. Местные, не занятые в производстве и на железной дороге, промышляли кто чем. Охота, рыбалка, сбор металлолома.

Такие крупные проекты, как космодром, газоперерабатывающий завод, «Сила Сибири», должны помочь открыть второе дыхание региону. Например, на строительстве газопровода работают не только специалисты «Стройгазмонтажа», но и сотни рабочих и смежников из местных жителей.

НА «ТУНДРЕ», ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

С российских трубопрокатных заводов в Шимановск приходят трубы для «Силы Сибири». Со станции тягачи везут их на базу временного хранения, расположенную по соседству с вахтовым городком «Газрегиона».

Городок появился под Шимановском год назад, на участке, который когда-то был полем. Правда, засевали эту землю так давно, что на ней успели подрасти сосны и вместо гречихи здесь под каждым деревом — обильный урожай маслят.

Городок состоит из нескольких рядов быстровозводимых модульных общежитий, прачечной, бани, медпункта, столовой. Строители из первой вахты по традиции начали обустройство со спортивной площадки. Люди рукастые — из подручных материалов они сделали гантели, штанги, турник, скамейки, простенькие тренажеры. Каждый день и молодежь, и мужики в возрасте после работы занимаются физкультурой.

— В Шимановске делать нечего, а у нас тут есть все для нормального досуга, — рассказывает один из вахтовиков, оператор автоматизированного сварочного комплекса. — Правда, на досуг времени-то и не остается — сварки много.

Кстати, в среднем на «Силе Сибири» СГМ строит до 1,5 км газопровода в сутки. А сварочных работ много не только на маршруте газопровода, но и по соседству с вахтовым городком, на трубо-сварочной базе. Она полностью автоматизирована. В нее загоняются две 12-метровые трубы, и меньше чем через час сваренная секция отправляется к месту строительства. Сварщики, работающие здесь, по своим функциям ближе к айтишникам, чем к человеку в брезентовой робе. В руках у них пульт с кнопками, а не держак с электродом, перед глазами — монитор, а не стекло защитной маски.

— Автомат — лучшая сварка из тех, что есть: она дает скорость и качество. Два сварщика за смену в среднем сваривают на базе 15 стыков. Например, комплекс М-300, который работает на трассе, делает 8 стыков, если упереться, то 10. Самый быстрый — комплекс CRC. В Пензе, например, сварили на нем 51 стык. Но там и в бригаде полсотни человек было. Здесь, на «Силе Сибири», максимум, что дал CRC, — это 25 стыков за смену. Правда, не везде на трассе можно автомат применять — много приходится варить вручную из-за погодных и природных условий, — рассказывает заместитель генерального директора по строительству наземных сооружений ООО «ССК «Газрегион» Михаил Минин. — Ну, нам пора ехать на трассу, а то еще к ночи застрянем где-нибудь.

Я с недоумением перевожу взгляд на лифтованную «Тойоту Тундра», капот которой находится на уровне моего подбородка…

 

НЕ КИЛОМЕТРЫ, А ЧАСЫ

То, что расстояния здесь привыкли измерять не километрами, а часами, стало понятно довольно быстро. Поначалу мы едем с комфортом вдоль железной дороги, но как только внедорожник свернул с асфальта, езда превратилась в трофи-рейд. Здешняя погода летом близка к тропической: жара, дожди и влажность, при которой одежда на веревке не сохнет. А когда льет как из ведра несколько дней подряд, проселочные дороги превращаются в кашу из глины и песка.

На участке «Газрегиона» — 8 подъездных путей к газопроводу. Подобие чего-то твердого под колесами — на одном-двух из них.

Выехав из леса, пересаживаемся на вездеход «Трэкол» с шинами низкого давления, потому что между лесом и газопроводом — болотистая равнина, по которой ни один джип не пройдет. Да что джип — трехмостовые трубовозы «Урал» тут уходят в трясину по самые фары и встают в ожидании бульдозера.

— От трех часов до трех дней рейс может длиться — все от погоды зависит, — рассказывает один из водителей трубовоза Владимир.

Впрочем, гусеничной технике тоже приходится туго: обгоняем экскаватор, который, помогая себе ковшом, медленно, но уверенно ползет к доверху залитой дождями траншее.

Дождь ли, зной, а работа здесь не останавливается ни днем ни ночью. Газопровод нужно сдать меньше чем через два года. Здесь, в Шимановске, «Газрегион» строит 158 километров «Силы Сибири», так называемый этап 2.8.

И если, сидя в редакционном кабинете, казалось: чего уж проще — выкопать траншею, сварить и опустить в нее трубу, то здесь наблюдаю, что гидротехническая тема, на первый взгляд не имеющая к газопроводу отношения, занимает много времени.

— Разбираешь лежневку, берешь трубу-семисотку и прокладываешь ее от траншеи в сторону низины. Иначе утонете, потому что насосы тут не помогут, — объясняет кому-то старший прораб «Газрегиона» Сергей Баурин.

Сюда, в Глухари (участкам газопровода строители неофициально присваивают названия близлежащих поселков и деревень), Баурин пришел пешком с соседнего участка Голубое — около 7 километров вдоль трассы по раскисшей глине. Таким образом, он нередко наматывает по 15 километров за смену, потому что на автомобиле — в объезд и может оказаться дольше.

— К воде мы привыкли: создаем водоотливы, ставим насосные станции. Хотя, конечно, самые комфортные условия для работы — поздней осенью и ранней весной, когда ни мошки, ни распутицы нет, — рассказывает он и добавляет с юмором: — К воде и мошке мы привыкли, а к оводам — нет: как только ветер стихает, они сразу нападают тучей жужжащих вертолетов.

С наступлением темноты насекомые перестают докучать, смолкает и гул тяжелой техники. Только мерцающее зарево сварки свидетельствует о том, что жизнь здесь не замирает даже ночью. Для ночной смены все подготовлено днем: трубы вывешены в ровную линеечку на лямках многотонных трубоукладчиков, установлен центратор, который идеально подгоняет торцы труб. Начинается обещанный Бауриным дождь, но его, кажется, никто не замечает — каждый занят своим делом. Вспоминается опять же бауринское «к воде мы привыкли»…

Здесь все, от разнорабочих до начальников, также привыкли и к тому, что если есть задача — ее надо выполнить в срок. А распутица и прочие трудности в расчет вообще не принимаются. Хотя, конечно, всем такое лето надоело — они с нетерпением ждут морозов.

— Мы должны полноценно использовать предстоящую зиму и завершить сварочные работы по этапу 2.8 до конца этого года. На следующий из 158 километров останется совсем немного, — поделился ожиданиями Михаил Минин.

 

КАДРЫ — ВСЕ, ПОГОДА — НИЧТО

Сомневаться в его прогнозах нет смысла: во-первых, как показывает история проектов «Стройгазмонтажа», все они завершались в срок. И даже раньше, если заказчик переносил их сдачу на более ранние сроки. При этом СГМ не превышал и смет, заложенных в проект строительства. Во-вторых, хотя работа идет с учетом погодных условий, а люди делают то, что должны. Здесь не водится такого, чтобы кто-то плюнул на сибирские «прелести» и ушел. Как показывает опыт «Стройгазмонтажа», с одного проекта на другой переезжают сложившиеся коллективы сотрудников. И нередко, когда начинается новый проект, приходят и новые люди.

Например, Сергей Тернавский, который пришел на «Силу Сибири», не имея опыта ни разработки траншей, ни укладки труб, всего за несколько месяцев вырос до должности прораба «Газрегиона».

— Я по профессии горный инженер со специализацией взрывника. 15 лет взрывал на разных стройках Дальнего Востока, надоело. Захотелось чего-то нового. Думал, пришел сюда временно, а остался работать постоянно. И об этом не жалею. Во-первых, работа интересная, во-вторых, компания хорошая, надежная. Сначала обустроился в Шимановске сам, а потом и жену с двумя кошками перевез из Благовещенска, — рассказывает Сергей Тернавский.

— Сергей Тернавский буквально через два месяца после трудоустройства уже оказался в списках поощряемых. Он — профессионал и, самое главное, работяга, — рассказывает Михаил Минин. — Был случай, пришел он ко мне и сказал: считаю поставленную задачу на ближайшую неделю не соответствующей моим компетенциям — я ее выполню за два дня. Многие из молодых на его месте сидели бы по-тихому, в телефоне в игрушки играли. А этот человек так не может. Лично мне очень хотелось бы, чтобы Сергей и такие, как он, дальневосточники остались в «Газрегионе».

Дальневосточников в «Газрегион» устроилось около ста человек — водители, снабженцы, механизаторы, обслуживающий персонал. Но большинство работников можно назвать ветеранами.

Один из них — сварщик «Газрегиона» Константин Аблецов. Возрастом — молодой, опытом — со многими поделиться может. Он работал на многих газопроводах, от Дальнего Востока до Коми. За его плечами Бованенково — Ухта, Сахалин — Хабаровск — Владивосток, Ухта — Торжок. Сейчас — «Сила Сибири».

К этому участку газопровода ведет насыпная песчаная дорога. Благодаря преобладанию песка в почве крановый узел находится в относительно сухом месте. Из котлована торчит букет стальных опор, на которых сварщики и монтажники скоро установят разнокалиберные задвижки, обводные трубы, клапаны.

— После оренбургского училища я лет 12 работаю сварщиком. Можно сказать, освоил все, что известно в этом деле, — рассказывает он.- Если ты умеешь свою работу делать, то никакой разницы, при какой погоде, в каком климате ты работаешь. Сейчас вот крановый узел делаем, варим ниточным швом. Такая сварка и дольше, и сложнее — нужна квалификация. Без аттестации на нее не поставят. Работа привычная, жена тоже привыкла к тому, что я два месяца на вахте и только месяц дома. Да и мне дома не сидится, тем более что в Оренбурге такой зарплаты нет. «Газрегион» — организация хорошая, и я не вижу смысла дергаться, искать что-то еще. Закончим газопровод в Амурской области — поедем на новый проект.

 

КСТАТИ

По территории Амурской области пройдет 875 из 3000 километров газопровода. «Сила Сибири» начинается в Якутии, на Чаяндинском месторождении, которое станет основным «донором» магистрали. Ее российская часть заканчивается на берегу Амура в Благовещенске. От этой точки и дальше газопровод будут прокладывать китайские партнеры проекта.

Перспективы у «Силы Сибири» оптимистичные, если учесть прогнозы, по которым Китай в течение ближайших лет увеличит общее потребление газа с нынешних 200 миллиардов кубометров в полтора раза.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *